ГАУЗ СО «Байкаловская ЦРБ»


Государственное автономное учреждение
здравоохранения Свердловской области
«Байкаловская центральная районная больница»

(34362) 2-03-06

Адрес: 623870, Свердловская область,
с. Байкалово, ул. Клубная, 39
e-mail: baikcrb@bk.ru

28 августа — 3 сентября Неделя продвижения здорового образа жизни детей

Внуки нужны? Как сохранить репродуктивное здоровье детей

Как позаботиться о репродуктивном здоровье дочки или сына сегодня, чтобы не было проблем с появлением внуков в будущем?

Гигиена. Пока малыш маленький, задача родителей следить за чистотой половых органов. Заранее расскажите дочке о предстоящих менструациях, а сыну о поллюциях, и научите правилам гигиены в этот период.

Здоровье. Берегите ребенка от инфекций. Следите, чтобы у него не было кариеса и тонзиллита. Любая инфекция губительно сказывается на репродуктивном здоровье.

Физическая активность. С раннего детства приучайте детей к здоровому образу жизни и регулярным занятиям спортом.

Доверительные отношения. Старайтесь наладить с ребенком доверительные отношения. Дети узнают об ЭТОМ очень рано. Важно, чтобы родители могли спокойно разговаривать на тему половых отношений и контрацепции.

Питание. Исключите из питания детей фастфуд, газированные напитки, полуфабрикаты, ограничьте сладости. Избыточная масса тела, как и дефицит веса, отражается на гормональной системе и негативно влияет на репродуктивное здоровье.

Детские центры здоровья: что это такое и как туда попасть?

В Свердловской области на базе некоторых детских поликлиник созданы детские центры здоровья. Сотрудники каждого такого центра ставят перед собой задачу рассказать, как сохранить здоровье с учетом всех индивидуальностей, особенностей детского организма, уклада и ритма жизни, условий учебы конкретно взятого ребенка.

Каждый ребенок до 18 лет может бесплатно(!) пройти комплексное медицинское обследование с целью выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний, которое включает в себя:

  • измерение роста и веса, артериального давления с помощью тонометра, подкожной жировой складки с помощью калипера, силы кистей с помощью кистевого динамометра;
  • тестирование на аппаратно-программном комплексе, где оценивается общее функциональное состояние пациента, то есть «работоспособность» нервной системы пациента в момент исследования и зрительно-моторная реакция на предъявление визуального стимула;
  • скрининг сердца компьютеризированный (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей) для выявления скрытых начальных патологических изменений миокарда;
  • экспресс-анализ для определения глюкозы капиллярной крови натощак;
  • комплексную оценку функций дыхательной системы (спирометрию — достаточно простого и информативного метода исследования функции внешнего дыхания, включающего в себя измерение объемных и скоростных показателей дыхания с целью выявления патологии и оценки эффективности лечения);
  • определение на аппарате микроСО концентрации монооксида углерода в выдыхаемом воздухе;
  • диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки с проведением гигиены полости рта;
  • измерение частоты пульса и процентного содержания оксигемоглобина в артериальной крови неинвазивным методом на пульсоксиметре;
  • обследование на аппарате биоимпедансметре (это уникальный метод, позволяющий получить объективные данные о составе тела человека).

Врач центра здоровья на основании данных обследования дает оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни.

Адреса медучреждений, где действуют детские центры здоровья

  • Екатеринбург, ДГП № 13 (ул. Буторина, 10)
  • Камышлов, Детское отделение ЦРБ (ул. Фарфористов, 3)
  • Асбест, Детская поликлиника городской больницы (Ладыженского, 3)
  • Ревда, Детская поликлиника городской больницы (Энгельса, 35)
  • Кушва, Детская поликлиника ЦГБ (Строителей, 13Б)
  • Краснотурьинск, Детская городская больница (Парковая, 11)

В центры здоровья может обратиться любой здоровый ребенок — с 0 до 14 лет, вместе с родителями, и подростки с 15-17 лет. С собой нужно иметь всего два документа — паспорт (свидетельство о рождении) и полис ОМС. Просто позвоните в ближайший к Вам Центр здоровья и запишитесь на обследование.

Как психологически подготовить ребенка к школе?

Начало учебного года — серьезное испытание для всей семьи. И дело здесь не только и не столько в приобретении одежды и обуви, подготовке учебников и всей необходимой канцелярии. Самое важное — настроиться на новый режим, психологически подготовиться ко всем изменениям, которые неизбежно наступят. На что обратить особое внимание?

1. Скорректируйте режим дня

Психологи отмечают, что школьники, а особенно первоклашки, в первую очередь страдают от смены режима. Поэтому родителям нужно заранее, до начала учебы в школе наладить режим дня своего школьника. Ребенок должен научиться просыпаться в определенное время, быстро завтракать и собираться. Затем уже можно уделять внимание интеллектуальной подготовке к школе и играм. Обедать и ужинать, а также ложиться спать ребёнок тоже должен научиться строго по часам, хоть это и сложно после летних каникул.

2. Создайте правильный эмоциональный настрой

За вас это не сделает никто, а уж тем более школа или учитель с интенсивным режимом учебы. Ребенку нужно объяснить и показать, что учеба в школе интересна и нужна именно ему самому. Для этого можно мотивировать, хвалить за успехи и не ругать за ошибки. Напротив, угрозы и крики только отвернут от учебы, напугают. Научиться правильно относиться к успехам и неудачам чада надо еще до того, как начнется учебный год. И это очень важный момент при подготовке к школе не только ученика, но и его родителей.

3. Не пытайтесь заранее освоить с ребенком школьную программу

Не давите на ребенка знаниями раньше времени. Многие в стремлении, чтобы их сын или дочь выглядели хорошо подготовленными, проходят часть школьной программы заранее. В итоге на уроках такому ребенку не интересно, он повсеместно отвлекается. Из-за не сформировавшегося интереса к получению знаний в школе совсем скоро ученик перестает стараться на уроках, слушать учителя и, как следствие, получать хорошие оценки.

4. Следите за состоянием ребенка по утрам

Школа не должна стать для ребенка испытанием. Всегда обращайте внимание на то, в каком состоянии находится ваше чадо утром. Ни в коем случае не отпускайте его на уроки голодным или с плохим самочувствием. Ведь в этом случае школа очень скоро начнет ассоциироваться у сына или дочери с негативными ощущениями и большого желания учиться не возникнет.

5. Сформируйте убеждение в важности школьных занятий

Уроки в школе должны восприниматься как важное и ответственное дело. Такому отношению стоит учить еще до поступления в первый класс и следует поддерживать его на протяжении всех лет обучения. Часто сами родители обесценивают школьные знания, основываясь на личном опыте. Но это лишь чужой опыт. А ребенку предстоит самостоятельно учиться, поэтому настраивать его на обесценивание каких-то из школьных предметов не стоит.

Как уберечь детей от отравления

К сожалению, как показывает статистика МЧС России, отравления — самый распространенный вид несчастных случаев с маленькими детьми.

Чем младше ребенок, тем труднее его организму справиться с интоксикацией, а значит, тем опаснее может стать отравление. Кислотность желудка у малышей еще невелика, а потому любые вещества быстро всасываются в кровь. А из-за несовершенной работы печени и почек любые яды дольше остаются в организме, продолжая действовать.

Самым опасным для детей были и остаются лекарства. По большому счету, любой лекарственный препарат может стать причиной отравления. Даже капли от насморка могут привести к тяжелому отравлению, если родители увеличат дозу, ссылаясь на низкую эффективность. Поэтому крайне важно не заниматься самолечением и подбирать лекарства для маленьких детей только после консультации врача.

Несколько реже, чем отравления лекарствами, происходят отравления бытовой химией. Сейчас, в связи с развитием средств бытовой химии, появились чистящие средства на основе щелочей. Эти жидкости агрессивны. Их даже использовать рекомендуется только в перчатках, руки сильно разъедает, но многие родители не понимают, что подвергают своих детей опасности и хранят бутылки с «химией» в доступных местах.

Опасность отравлений исходит также от грибов и ягод. В лесу ребенок может захотеть попробовать незнакомый яркий плод, достаточно родителям лишь отвернуться. Да и дома попробовать на вкус сырой гриб, принесенный из леса или с рынка, ничего не стоит — была бы возможность.

Родителям также стоит быть осторожнее с уксусной кислотой. Тем более, что начался сезон заготовок на зиму. В это время врачи традиционно фиксируют у детей увеличение количества ожогов эссенцией. Специалисты рекомендуют использовать в бытовых условиях девятипроцентный уксус. Он ожога не вызовет.

Еще один источник отравлений — алкоголь, здесь чаще всего причиной становится вино. Оставленные без присмотра крепкие напитки, как правило, имеют для детей отталкивающий запах. А вот если что-то выглядит как компот и пахнет вроде тоже неплохо, дети захотят попробовать. Даже если они уже старше трех лет, могут быть серьезные проблемы с печенью, которая еще не умеет нейтрализовать алкоголь.

Что бы ни стало причиной отравления малыша, чаще всего вина лежит на окружающих его взрослых. Поэтому будьте предельно внимательны! А при малейшем подозрении на отравление немедленно вызывайте скорую помощь, объяснив дежурному диспетчеру предполагаемую причину вызова.

Учеба без стресса: психолог рассказала, как распознать и снизить тревожность у школьников

О том, как уберечь школьников от психологических переживаний, которые могут повлиять на развитие заболеваний, в том числе онкологических, рассказала медицинский психолог Областного центра паллиативной медицинской помощи детям «Детский хоспис» Карина Шакура.

– Карина Вадимовна, перед новым учебным годом кто-то из детей радуется, а кто-то волнуется. Можно эти переживания считать психологическими?

– Тревожность, яркие эмоции, волнение и страхи – это все психологические переживания. Переход из детского сада в школу — новый и серьезный этап не только для ребенка, но и для всей семьи. Изменения режима, правил поведения, уровня ответственности, обилие новых контактов могут стать испытанием.

– Какие сигналы должны подсказать родителям, что у первоклассника присутствуют беспокойство, тревожность, страх идти в школу?

– На самом деле, умеренная тревога идет на пользу и помогает эффективнее справиться с трудностями. Например, тревога перед экзаменом стимулирует выпускника или студента, он собирается, занимается, учит билеты.

Есть личностные особенности, когда человек склонен реагировать состоянием тревоги на большое количество ситуаций. И есть ситуативная тревожность, которую испытывают школьники перед началом учебного года. Она может выражаться в подавленном настроении, пассивности, безынициативности или, наоборот, в агрессии, плаксивости, гиперактивности и так далее. Каждая мама хорошо знает своего ребенка, как он ведет себя в определенные моменты. Если ребенок, например, стал более требовательным и вспыльчивым, часто плачет, проявляет протесты, отказываясь чистить зубы, завтракать, мыться, собирать игрушки, хотя раньше такого не было, – это сигналы страха и тревоги.

– Как школьнику помочь адаптироваться к началу учебного года?

– Если первоклассник поднимает руку на уроке, усвоил первые правила, это еще не значит, что он адаптировался. Ведь адаптация – это совокупность факторов. Во-первых, организационный. Посмотрите, насколько ребенок вошел в режим, может ли сам одеться, собрать портфель, «сменку» и спортивную форму. Во-вторых, учебно-мотивационный фактор. Наблюдайте, хочет ли ваш ребенок идти в школу, заниматься, выполнять домашнее задание. В-третьих, психологическая адаптация. Обратите внимание, как школьник реагирует на свою новую социальную роль. Важно поддерживать эмоциональное благополучие ребенка и комфортность пребывания в школе. Если родители говорят: «Не дай Бог, ты принесешь двойку», то с возникшими переживаниями школьник (и не только «младшеклассник») может и не справиться. В-четвертых, социальная адаптация: присмотритесь, как ваши дети общаются с одноклассниками, учителями.

Хорошо, если родители будут забирать первоклассника после уроков, чтобы вторую половину дня он находился дома, обеспечивая таким образом более плавный переход от детского сада к школе. Заметьте, адаптация первоклассника к школе длится не менее полугода, в отличие от старшеклассников, которые после каникул «входят в колею» за 2-3 месяца. Многие родители, не обучая каким-то вещам, возлагают ответственность на ребенка. Например, 31 августа мама выдавала ребенку комплект одежды и помогала одеваться, а 2 сентября сказала, что он должен справиться сам. Это ошибочная позиция. Родители первоклашек весь этот период должны помогать ребенку, чтобы выработать четкий алгоритм действий.

– Как правильно распределить учебную нагрузку, чтобы ребенок успевал отдохнуть и посещать кружки и секции?

– Сразу загружать кружками не надо. Дайте первые две недели привыкнуть к новому ритму. Прежде чем отправить ребенка на дополнительные занятия, выясните, что ему нравится. Конечно, из-за отсутствия жизненного опыта маленький школьник еще не знает, куда пойти. Поэтому можно посетить с ним пробные занятия в секции, кружке, художественной или музыкальной школе и так далее.

Затем родителям важно помочь распределить нагрузку так, чтобы у школьника был отдых. Составьте вместе с ребенком подробное расписание по времени пробуждения, занятий в школе, кружке, отдыха дома. Допустим, «сделать домашнее задание до 18.00 часов», чтобы перед сном успеть отдохнуть.

– Чем опасны психологические переживания именно для детей? К каким заболеваниям они могут привести?

– Если человек долго находится в стрессе, организм какое-то время реагирует защитно-приспособительной реакцией. Но когда адаптационные ресурсы исчерпаны, может начать снижаться уровень иммунитета, что повлечет за собой ряд заболеваний.

Когда у ребенка что-то не получается из-за отсутствия каких-либо навыков или жизненного опыта, появляется чувство неполноценности, бессилия и страх, что само по себе уже является стрессом.

Ответственность должна быть по силам и возрасту вашему ребенку.

Психогенные факторы, стресс, воздействуя на организм, приводят к возникновению определенного рода болезней, таких как ОРВИ, насморк, головная боль, болезни желудочно-кишечного тракта, легких или даже онкологических заболеваний. Множественные исследования показывают, что связь между стрессом и раком является несомненной. В состоянии стресса, когда иммунная система ослаблена, болезнь получает шансы на развитие.

– Какой должна быть профилактика? Ваши советы родителям.

– Лучшей профилактикой стресса являются здоровый режим, занятия физкультурой, регулярный отдых и, конечно, психоэмоциональная поддержка родителей.

Необходимо соблюдать гигиену сна. Полноценный сон для школьника – от 8 до 10 часов в сутки. Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Также ребенку нужны физические нагрузки, которые помогают выплескивать эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы три раза в неделю по 30-40 минут.

Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу по поводу «повышенной» тревожности ребенка. Разговаривайте со своими детьми, чтобы они делились переживаниями, впечатлениями, хвалите, поддерживайте. Если хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, уступайте ему в каких-то вопросах. Будьте другом своему ребенку, и тогда он сможет поделиться с вами всем, что его волнует, и быть в гармонии с собой.

Физкультура в школе: а нужна ли она?

Сегодня проблема низкой физической активности детей и подростков стоит крайне остро. В то же время родители все чаще стали задаваться вопросом о том, нужно ли ребенку ходить на уроки физкультуры. Давайте разберемся вместе с главным внештатным специалистом министерства здравоохранения Свердловской области по спортивной медицине Михаилом Чулошниковым.

Почему у школьников возникают проблемы с двигательной активностью?

  • смена деятельности в течение дня. С момента поступления в школу у ребенка становится меньше времени и возможностей быть подвижным: долгие прогулки и активные игры, которые были в детском саду, заменяет сидение за партой и выполнение домашних заданий по вечерам. И чем старше становится ребенок, тем еще менее активно он ведет себя на переменах.
  • смена досуга. К сожалению, большинство современных детей в свободное время выбирают всевозможные гаджеты, а не прогулки во дворе, на свежем воздухе. Часто и у родителей нет возможности или времени водить ребенка в спортивную секцию. Таким образом, вся двигательная активность детей сменяется на пассивный досуг.
  • проблемы с весом. Проблема избыточного веса и детского ожирения является очень распространенной и крайне опасной для здоровья. Родители уже не могут постоянно контролировать, чем, к примеру, ребенок может перекусить после школы. Ведь, как правило, это какие-нибудь чипсы или фаст-фуд со сладкой газировкой. Если ребенок ест много вредных продуктов и не тратит необходимое количество энергии, то это является кратчайшим путем к ожирению.

Почему ребенку нужно заниматься физкультурой?

  1. На первом месте, конечно, же, здоровье. Всем известно, что спорт укрепляет здоровье и иммунитет. При этом совсем не обязательно полдня проводить в спортзале или на корте. Можно тратить всего 30 минут ежедневно (к взрослым это тоже, кстати, относится) на умеренную физическую активность – это уже будет ценный вклад в здоровье. Занятия спортом заряжают силой и энергией на весь день. Что дает физическая активность детям? Активизируются обменные процессы, разрабатываются мышцы, что служит профилактикой артрита, артроза, остеопороза и многих других заболеваний; организм насыщается кислородом – улучшается работа мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что служит профилактикой соответствующих заболеваний – артериальной гипертонии и т.д.
  2. Волевые качества. Спорт закаляет не только тело, но и характер. Подумайте: обычный урок физкультуры поможет ребенку научиться работать в команде, а занятия в какой-нибудь секции научит силе воли и стремлению побеждать. И все это с пользой для здоровья!
  3. Психологическая разрядка. Современный ритм жизни и множество дел способствуют появлению усталости и стресса. И у взрослых, и у детей. Физкультура позволит ребенку выплеснуть накопленные эмоции, направить нерастраченную энергию в нужное русло. Таким образом, повышается стрессоустойчивость, улучшается психическое состояние здоровья. Зачастую дети, которые занимаются спортом, чувствуют себя более уверенными в себе, чем их сверстники с пассивным досугом.

Уроки физкультуры в школе

В школах физкультура является обязательным предметом. Существуют определенные программы проведения уроков, а также нормативы, которые рассчитаны в соответствии с возрастом детей. Естественно, «полное вовлечение» на уроке предназначено только для здоровых детей. Дети, имеющие отклонения в здоровье, могут быть полностью отстранены от занятий, либо иметь частичное освобождение (ходить на физкультуру, но не выполнять противопоказанные упражнения и нагрузки). В любом случае, ребенок должен поддерживать физическую активность, для этого можно прийти на прием к спортивному врачу или в центр спортивной медицины, где ребенку подберут наиболее безопасный, подходящий именно ему, комплекс оздоровительных упражнений.

Помните, самое главное для здорового развития ребенка – это рациональное питание и регулярная умеренная физическая активность.

Фаст-фуд и дети


Сегодня на каждом шагу нам встречаются яркие павильоны, кафе, палатки. Зайти туда так и манят плакаты с красочными изображениями бургеров, картофеля фри, куриных крылышек и т.д. А в киосках и магазинах — великое множество чипсов и сухариков с разными вкусами. Но это выглядит привлекательно только внешне. На самом деле эти продукты способны нанести непоправимый вред здоровью, особенно детскому.

Фаст-фуд (от англ. быстрое питание) — это питание с уменьшенным временем приготовления и употребления пищи. Получается, мы едим блюдо из продуктов, которые были подвержены специальным манипуляциям для ускорения готовки, и едим это блюдо фактически на ходу, не пережевывая тщательно и даже не сосредотачиваясь на еде. Говорят, ты — то, что ты ешь. Неужели вам хочется вместо здоровой и вкусной пищи употребить зачастую сомнительное по качеству и составу блюдо? Вряд ли.

Многие родители начинают «баловать» вредными продуктами своих детей с раннего возраста. Естественно, это категорически запрещено. Однако, руководствуясь принципом «иногда же можно», родители сами ведут детей в заведения быстрого питания, а дети воспринимают эти походы как похвалу или праздник. И конечно, с возрастом, они уже самостоятельно «радуют» свой организм все чаще и чаще. Это и зависимость от вкусовых добавок — неизменного компонента фаст-фуда, и зависимость психологическая. Избавиться от этой ВРЕДНОЙ ПИЩЕВОЙ ПРИВЫЧКИ очень сложно, поэтому совет всем родителям: оградите своего ребенка от фаст-фуда. Вы являетесь примером для вашего ребенка, поэтому развивайте привычку правильного, домашнего питания у всех членов семьи.

Чем опасен фаст-фуд для детей?

Пицца, чипсы, гамбургеры и другие полуфабрикаты содержат огромное количество вредных пищевых добавок, частое употребление которых грозит детскому организму возникновением следующих заболеваний:

1. Избыточный вес и ожирение — основное заболевание, которое развивается вследствие частого употребления фаст-фуда.

2. Заболевания эндокринной системы и риск развития онкологических заболеваний вследствие большого количества канцерогенов и трансжиров, которые накапливаются в организме.

3. Проблемы пищеварительной системы вследствие непосредственно употребления фаст-фуда — жирной пищи с большим количеством ароматизаторов и стабилизаторов.

4. Заболевания поджелудочной железы и печени вследствие большого количества холестерина.

5. Заболевания почек вследствие большого количества соли, во много раз превышающего дневную норму.

6. Сердечно-сосудистые заболевания, вызванные избыточным жиром, который закупоривает сосуды.

Вредный перекус вроде чипсов и сухариков можно заменить яблочными дольками, орехами или сухофруктами. А поход в кафе — прогулкой по городу. Выбор всегда должен оставаться здоровым!

У вашего ребенка тоже может быть диабет

ЗОЖмен

001
002

Закладка «Как правильно питаться?»

Правильное питание детей

001
002

Печать E-mail

 

tzar vopros
tzar priem

 

Внимание!  Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста!
Фотографии сотрудников/пациентов размещены с их письменных согласий

 

© ГАУЗ СО «Байкаловская ЦРБ»
Лицензия № Л041-01021-66/00351146
Выдана Министерство здравоохранения Свердловской области.
vitamin 88x31 medicinaСделано в специализированном агентстве